Главная / Проекты / Разные-Равные / Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Дети должны учиться вместе! Совместное обучение в школе не только взаимно обогащает детей, прививает им навыки толерантности, но также помогает детям  с особенностями более ускоренно развивать свои навыки и адаптироваться в обществе. Но включение особенных детей в общеобразовательный процесс требует соблюдения ряда условий:

  • обученный и заинтересованный персонал школ, наличие тьюторов и возможность привлечения специалистов (дефектологов, сурдопедагогов, тифлопедагогов)
  • создание безбарьерной среды и поддерживающей технической инфраструктуры
  • индивидуальные образовательные маршруты и гибкость системы оценки
  • коррекционная поддержка
  • активные действия по созданию атмосферы толерантности и инклюзии в школе

Фонд планирует инициировать систему поддержки инклюзивного образования в общеобразовательных школах через свою сеть Кабинетов психолого-педагогической коррекции. Кабинеты, открытые Фондом уже практически во всех регионах, станут опорной точкой поддержки усилий школ по включению детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс. Первые шаги в этом направлении уже сделаны в пилотном режиме в городах Астана и Актобе. Это станет продолжением ряда мероприятий, направленных на поддержку инклюзивного образования

Методика С привлечением ведущих казахстанских экспертов в области образования Фондом разработано и опубликовано Методологическое пособие по организации инклюзивного образования в школах. На основе данного пособия проведены обучающие семинары по обмену опытом и обсуждению практических вопросов инклюзивного образования с педагогами и руководителями школ Астаны и других регионов. Пособие переведено на казахский язык и опубликовано на сайте для доступа всех желающих школ и педагогов.
Законодательство В 2014 году нами представлены предложения в МОН РК по усовершенствованию Концепции инклюзивного образования в Казахстане с акцентом на гибкие учебные планы, эффективную систему сопровождения детей с ограниченными возможностями в инклюзивных классах, масштабную переподготовку педагогических кадров. Большая часть предложений Фонда была принята и вошла в текст принятой позже Концепции.
Инфраструктура В школе-гимназии №65 г. Астаны Фондом закуплены и установлены ФМ-системы для поддержки образовательного процесса для глухих и слабослышащих детей. Системы установлены в двух инклюзивных и двух коррекционных классах для 20 детей. Аналогичные ФМ-системы также получила Алматинская школа №116 для поддержки процесса инклюзии детей с кохлеарными имплантами в двух классах. Также обе школы получили методологические комплекты литературы и учебников для детей с нарушениями слуха.
Ресурсный центр Пилотный Ресурсный центр инклюзивного образования открыт в школе №68 г. Астаны для поддержки процесса инклюзивного образования в четырех пилотных школах (№68, №19, №41 и №59). Также Ресурсный центр был открыт в г. Алматы на базе школы №174 и планируется к открытию в двух школах г. Актобе.

Ресурсный центр – это современное пространство, состоящее из четырех зон: зона консультаций родителей, зона релаксации ребенка, зона командной работы педагогов и специалистов, а также зона для индивидуальных занятий. Таким образом, в школе создается дружелюбная атмосфера и условия для развития любого ребенка, получающего образование.  На базе Ресурсного центра будет проводится разработка методических рекомендаций для школ, обучение учителей, работа с индивидуальными образовательными маршрутами детей.

Фонд также является участником Рабочей группы при Министерстве образования РК по вопросам инклюзивного и специального образования, а также членом ряда общественных экспертных советов. Мы регулярно осуществляем практическую поддержку инклюзивного образования путем создания технических условий в пилотных инклюзивных школах для детей с особыми потребностями.

Большое внимание нами уделяется информационному просвещению общества, родительского и педагогического сообществ. Регулярно распространяется информация об инклюзивном образовании, принципах включения детей через СМИ, социальные сети и информационные мероприятия. Фондом выпущена серия видеороликов о правах детей с ограниченными возможностями на образование и включение в общество.

Видео о работе пилотного Ресурсного центра в Астане:

Новости проекта

DSC_0277
24.04.2018 г. | 14
Итоги семинара «Универсальный дизайн в образовании. Инклюзия в действии»

На днях завершился семинар «Универсальный дизайн в образовании. Инклюзия в действии», проведённый при поддержке нашего постоянного партнёра KPMG in Kazakhstan and Central Asia. Радует, что в семинаре приняли участие директора …

DSC_0277
18.04.2018 г. | 5
УНИВЕСАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН В ОБУЧЕНИИ – КОНЦЕПЦИЯ УДОБНАЯ ДЛЯ КАЖДОГО

Все дети должны обучаться — необучаемых детей нет! Сегодня в Казахстане проживает более 150 тысяч детей с ограниченными возможностями и лишь меньше трети этих детей имеют возможность посещать обычные школы. …

30738323_2017163818312540_708677493694922752_n
18.04.2018 г. | 22
Поездка «От Сверстника к Сверстнику» на ипподром

 В Астану пришла весна и мы с детьми на надомном обучении и их сверстниками решили провести иппотерапию. Побывали в гостях у конно-спортивного клуба «Пегас». Ученики столичных школ #19,#41,#59 и #68 …