Главная / Проекты / Разные-Равные / Инклюзивное образование

Инклюзивное образование

Дети должны учиться вместе! Совместное обучение в школе не только взаимно обогащает детей, прививает им навыки толерантности, но также помогает детям  с особенностями более ускоренно развивать свои навыки и адаптироваться в обществе. Но включение особенных детей в общеобразовательный процесс требует соблюдения ряда условий:

  • обученный и заинтересованный персонал школ, наличие тьюторов и возможность привлечения специалистов (дефектологов, сурдопедагогов, тифлопедагогов)
  • создание безбарьерной среды и поддерживающей технической инфраструктуры
  • индивидуальные образовательные маршруты и гибкость системы оценки
  • коррекционная поддержка
  • активные действия по созданию атмосферы толерантности и инклюзии в школе

Фонд планирует инициировать систему поддержки инклюзивного образования в общеобразовательных школах через свою сеть Кабинетов психолого-педагогической коррекции. Кабинеты, открытые Фондом уже практически во всех регионах, станут опорной точкой поддержки усилий школ по включению детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс. Первые шаги в этом направлении уже сделаны в пилотном режиме в городах Астана и Актобе. Это станет продолжением ряда мероприятий, направленных на поддержку инклюзивного образования

Методика С привлечением ведущих казахстанских экспертов в области образования Фондом разработано и опубликовано Методологическое пособие по организации инклюзивного образования в школах. На основе данного пособия проведены обучающие семинары по обмену опытом и обсуждению практических вопросов инклюзивного образования с педагогами и руководителями школ Астаны и других регионов. Пособие переведено на казахский язык и опубликовано на сайте для доступа всех желающих школ и педагогов.
Законодательство В 2014 году нами представлены предложения в МОН РК по усовершенствованию Концепции инклюзивного образования в Казахстане с акцентом на гибкие учебные планы, эффективную систему сопровождения детей с ограниченными возможностями в инклюзивных классах, масштабную переподготовку педагогических кадров. Большая часть предложений Фонда была принята и вошла в текст принятой позже Концепции.
Инфраструктура В школе-гимназии №65 г. Астаны Фондом закуплены и установлены ФМ-системы для поддержки образовательного процесса для глухих и слабослышащих детей. Системы установлены в двух инклюзивных и двух коррекционных классах для 20 детей. Аналогичные ФМ-системы также получила Алматинская школа №116 для поддержки процесса инклюзии детей с кохлеарными имплантами в двух классах. Также обе школы получили методологические комплекты литературы и учебников для детей с нарушениями слуха.
Ресурсный центр Пилотный Ресурсный центр инклюзивного образования открыт в школе №68 г. Астаны для поддержки процесса инклюзивного образования в четырех пилотных школах (№68, №19, №41 и №59). Также Ресурсный центр был открыт в г. Алматы на базе школы №174 и планируется к открытию в двух школах г. Актобе.

Ресурсный центр – это современное пространство, состоящее из четырех зон: зона консультаций родителей, зона релаксации ребенка, зона командной работы педагогов и специалистов, а также зона для индивидуальных занятий. Таким образом, в школе создается дружелюбная атмосфера и условия для развития любого ребенка, получающего образование.  На базе Ресурсного центра будет проводится разработка методических рекомендаций для школ, обучение учителей, работа с индивидуальными образовательными маршрутами детей.

Фонд также является участником Рабочей группы при Министерстве образования РК по вопросам инклюзивного и специального образования, а также членом ряда общественных экспертных советов. Мы регулярно осуществляем практическую поддержку инклюзивного образования путем создания технических условий в пилотных инклюзивных школах для детей с особыми потребностями.

Большое внимание нами уделяется информационному просвещению общества, родительского и педагогического сообществ. Регулярно распространяется информация об инклюзивном образовании, принципах включения детей через СМИ, социальные сети и информационные мероприятия. Фондом выпущена серия видеороликов о правах детей с ограниченными возможностями на образование и включение в общество.

Видео о работе пилотного Ресурсного центра в Астане:

Адреса Ресурсных центров инклюзивного образования на базе общеобразовательных школ, открытых при поддержке Фонда «Дара»:

Астана
Средняя школа №19 ул.Тамшалы, 32
Средняя школа №41 Коктал-1, Ардагерлер, 1а
Школа-лицей №59 ул.Сауран 5/1
Средняя школа №68 Коктал-2, ул. Кусмурын, 2

Алматы
Школа-гимназия №174, Наурызбайский район, мкр. Шугыла, 339

Актобе
Средняя школа№1 ул.Гришина, 72/3
Средняя школа №3 Есет батыра, 154/а
Средняя школа №16 пр. Победы, 34
Средняя школа №19 Есет батыра, 101/А

Актау
Средняя школа №6 6 мкр, 41 здание

Павлодар
Средняя школа №26, ул. Семенченко, 70

Петропавловск
Средняя школа №40 им. Д.Б. Карбышева, ул. Б.Петрова, 44

Кокшетау
Средняя школа №8 им. С. Жунусова, ул. Ж.Саина, 24А

Усть-Каменогорск
Средняя школы №8, ул. Демьяна Бедного, 26

Шымкент
Средняя школы №5 им. Молда Мусы, ул. Ломоносова, 5

Тараз
Средняя школа №25, мкр. Карасу 5, дом 28

с.Кабанбай батыра, Акмолинская область
Средняя школа №41

Новости проекта

17.05.2019 г. | 18
Проект «От Сверстника к сверстнику» идет полным ходом!

Друзья, полным ходом идет проект «От сверстника к сверстнику» и у нас появился новый партнер, компания Шеврон, которая разделяет и солидарна идее инклюзии. Один из принципов работы @chevron — ценность …

29.04.2019 г. | 61
Открытие Ресурсного центра инклюзивного образования в Актау!

Друзья, сегодня состоялась торжественная презентация деятельности Ресурсного центра инклюзивного образования на базе средней школы № 6 города Актау! Зажглась еще одна звездочка на нашей карте сети Ресурсных центров инклюзивного образования …

23.04.2019 г. | 88
НЕОБУЧАЕМЫХ ДЕТЕЙ НЕТ

Согласно Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Казахстаном в 2015 году, а также государственной программе развития образования, в нашей стране поэтапно вводится инклюзивное образование. К сожалению, на данном этапе общеобразовательная школа, …