Главная / О фонде / Новости / Выводы и рекомендации Семинара «Технология услуги по профилактике отказов от новорожденных детей»
18.11.2016 г. | 469

Выводы и рекомендации Семинара «Технология услуги по профилактике отказов от новорожденных детей»

Профилактика социального сиротства и сохранение кровной семьи для ребенка является одной из приоритетных задач политики в области охраны прав детей. Отказы от новорожденных детей – один из источников появления детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, для снижения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо выстраивать работу, в том числе и по предотвращению отказов от новорожденных детей в родовспомогательных учреждения и женских консультациях.  Целевая группа услуги по профилактике отказов:

  • женщины, поступившие в родовспомогательные учреждения и выражающие намерения отказа от ребенка;
  • женщины, выявленные в женских консультациях и не уверенные в своем решении забрать ребенка домой после родов, и настроенные негативно по отношению к беременности;
  • женщины, выявленные в родовспомогательных учреждениях и уже составившие документ об отказе от ребенка.

Для успешного внедрения данной услуги необходимо обеспечить реализацию технологии профилактики отказов от новорожденных детей, которая включает в себя следующие этапы.

  1. Выявление женщин с намерением отказа в учреждениях здравоохранения;
  2. Оперативное реагирование специалистов на ситуацию отказа от ребенка;
  3. Работа по сохранению ребенка в кровной семье и изменению решения об отказе;
  4. Сопровождение матери и ребенка по месту жительства после выписки в случае сохранения ребенка в семье и наличии необходимости сопровождения.

В рамках обсуждений и работы со специалистами родовспомогательных учреждений из 10 регионов республики были сделаны следующие выводы о текущем положении дел в ситуациях с отказами:

1)  сотрудники родовспомогательных учреждений регулярно сталкиваются со случаями риска отказов и состоявшихся отказов от новорожденных детей. Часть этих случаев удается предотвратить.

2) не во всех учреждениях есть необходимая команда специалистов для работы с отказами (психолог, социальный работник, юрист). Там, где специалисты есть, нет четких алгоритмов работы, регламент услуги по профилактике не прописан, что существенно затрудняет анализ и мониторинг эффективности данной деятельности, в том числе по вопросам качества реализации.

3) В ряде учреждений работу по предотвращению отказов от детей осуществляют медицинские работники (акушеры, неоанатологи и т.д.). Несмотря на то, что часть случаев удается предотвращать, медицинский персонал испытывает трудности в данной работе, что вызвано объективными факторами: отсутствием специализированных знаний, навыков и компетентностей; ограниченностью времени для работы с отказами; необходимостью исполнять прямые медицинские обязанности.

4) у медицинских работников (гинекологов, акушеров, неонатологов), сталкивающихся в работе с ситуациями отказа от ребенка, и не имеющих достаточной подготовки в этом вопросе, возникает эмоциональная негативная реакция и происходит давление на женщину. Давление на мать происходит как в сторону отказа от ребенка (например, в случаях рождения ребенка с патологией развития), так и в сторону сохранения ребенка (в случаях социально неблагополучных матерей). Нет нормативных документов, определяющих подход персонала к таким ситуациям, разъясняющих профессиональную позицию по данному вопросу.

5) статус психологов в родовспомогательных учреждениях осложняется отсутствием Положения о психологической службе в медицинских учреждениях с утвержденными должностными инструкциями.

6) не ведется работа с женщиной и ее окружением (семьей) после выписки из родовспомогательного учреждения и изменения решения об отказе, что в ряде случаев может негативно сказаться на достигнутых в роддоме результатах в виде более позднего отказа или проявлений неблагополучия. Это обусловлено с одной стороны, отсутствием нормативно-правовых документов, регламентирующих передачу информации в подобных случаях, с другой стороны, отсутствием структур (служб), готовых работать с семьей и владеющих эффективными современными технологиями работы (семейно-ориентированный подход, работа со случаем). Традиционно информация о выписке может передаваться в органы опеки, однако функционал органов опеки не всегда позволяет решать задачи системного сопровождения семей «группы риска».

7) не достаточно эффективное взаимодействие родовспомогательных учреждений с социальными службами и неправительственными организациями, которые могут предоставить поддержку женщинам в кризисной ситуации.

8) не везде присутствует система документирования случаев отказа, регистрация и анализ таких случаев на уровне города, области, республики

9) отдельного упоминания заслуживает пилотный опыт Перинатального центра №1 г. Астана, где внедрен мультикомандный подход к работе со случаями отказов (рассматривает комиссия из врачей, психолога и юриста), ведется журнал регистрации случаев и основную работу по профилактической беседе с женщиной ведет психолог, а вопросы документации решает юрист.

В связи с вышеперечисленными причинами, можно сделать вывод, что работа по профилактике отказов от новорожденных детей недостаточно эффективна и нуждается в систематизации, профессионализации и внедрения в масштабе всей Республики.

В рамках работы со случаями отказов в рамках родовспомогательных учреждений участники и организаторы Семинара РЕКОМЕНДУЮТ следующее:

МИНИСТЕРСТВУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ:

  • Создать рабочую группу при министерстве, включающую в себя все заинтересованные стороны, в т.ч. представителей учреждений родовспоможения, социальных служб, общественных организаций. Задача рабочей группы – разработать и представить на согласование и утверждение министерству комплекс мер по внедрению услуги профилактики отказов от новорожденных детей в Республике.
  • Разработать и утвердить регламент Услуги по профилактике отказов от новорожденных детей для родовспомогательных учреждений.
  • Внедрить алгоритм оказания данной услуги, с разработкой четких должностных инструкций, документации и рамок ответственности
  • Введение в штатное расписание родовспомогательных учреждений и женских консультаций штатных единиц психологов и социальных работников
  • Обеспечить условия, при которых каждый из специалистов исполняет свои функциональные обязанности: освободить медицинских работников от необходимости выполнять социально-психологические функции и работать на предотвращение отказа путем введения в штат учреждений ставок психологов и специалистов по социальной работе.
  • Разработка и закрепление Положения о психологической службе в медицинских учреждениях
  • Включить показатели по количеству зарегистрированных случаев риска отказа от ребенка, предотвращенных случаев отказа, а также совершенных отказов в национальный реестр статистических данных
  • Осуществлять регулярное повышение квалификации и обучение медицинских работников родовспомогательных учреждений и женских консультаций, а также других специалистов, работающих с отказами, на тему профилактики социального сиротства
  • Усовершенствовать систему социальной поддержки семей и матерей в сложной жизненной ситуации, с возможностью социальной курации (патронажа) случаев из категории риска
  • Расширить возможности стационарного размещения женщин с новорожденными и малолетними детьми в сложной жизненной ситуации
  • Провести анализ опыта пилотных проектов по профилактике отказов и осуществить внедрение лучших практик на национальном уровне
  • Усилить межведомственное взаимодействие по профилактике социального сиротства и предотвращению отказов от детей (включая вопросы сбора данных, документирования и прочих)
  • Поощрять сотрудничество родовспомогательных учреждений с организациями неправительственного сектора в организации работы служб профилактики отказов от детей и обучения персонала
  • Рассмотреть возможность организации на базе домов ребенка отделений стационарного и полустационарного размещения матерей с детьми в сложной жизненной ситуации как альтернатива передачи ребенка в интернатное учреждение
  • Разработать информационные материалы по вопросу профилактики отказов, социальным услугам и возможностям развития ребенка с патологиями

МИНИСТЕРСТВУ ОБРАЗОВАНИЯ:

  •  Содействовать созданию эффективной службы поддержки семьи и профилактики социального сиротства, в том числе для передачи случаев предотвращенных отказов для дальнейшего сопровождения
  • Расширить возможности получения услуг раннего вмешательства и коррекции для детей с нарушениями развития
  • Разработать информационные материалы по вопросу доступа к коррекционной и реабилитационной помощи и социальным государственным услугам